Руководство хоккейного клубы «Югра» впервые «сыграло» с разъяренными фанатами. На помощь пригласили VIP-чиновника, который попытался приструнить взбешенных болельщиков, но арбитр с задачей не справился. Менеджерам от спорта все равно пришлось пережить несколько страшных минут, перетрясти бюджетную ведомость и объяснить, почему команда, напичканная «неликвидом», лишилась шанса на выход в плей-офф. Заодно управленцы проговорились о спонсорах, назвали будущего тренера, а под занавес удивили болельщиков бабьей склокой. Все подробности встречи — в материале «URA.Ru».
Руководство хоккейного клуба «Югра» всё же решилось на встречу с болельщиками для обсуждения наболевших вопросов. Произошло это, правда, только после публикации в Интернете петиции на имя губернатора Натальи Комаровой,подписанной фанатами. Они попросили главу региона спасти ханты-мансийскую ледовую дружину от исчезновения.
Претензий с момента старта нынешнего сезона, в котором «Югра» крайне уверенно держится на последних позициях Восточной конференции КХЛ (на данный момент
Разговор состоялся в ресторане «Овертайм» и занял около полутора часов. Отметим сразу: журналистов не приглашали — «это не пресс-конференция, а встреча болельщиков с руководством клуба». Дополнительные баллы к рейтингу закрытости мероприятия добавил запрет на фотосъёмку, высказанный одним из сотрудников клуба. Впрочем, корреспонденту «URA.Ru», в числе первых подавшему заявку на участие в двустороннем разговоре, попасть внутрь ресторана всё же удалось. В целом на встречу пришли около
Сюрпризы начались с самого начала. Во-первых, вопреки распространённому ранее сообщению, на мероприятии всё же присутствовали директор департамента физической культуры и спорта округа Евгений Редькин и куратор команды — заместитель губернатора Алексей Путин. Во-вторых, и.о. главного тренера Олег Давыдов среди участников отсутствовал — хотя его присутствие и не предполагалось изначально, болельщики позднее назовут это странным. Наставника югорчан заменял Андрей Потайчук, квартет начальников замыкал Андрей Бельмач. Третий: уже в самом начале разговора Алексей Путин прямо заявил, что бюджет клуба на нынешний сезон достиг 1 млрд рублей, из которых половина — зарплатная ведомость игроков. Путин также добавил: хоккейный клуб «Югра» жил и будет жить несмотря ни на что. На встрече также присутствовали капитан команды Михаил Якубов, нападающие Игорь Магогин, Кирилл Князев и травмированный Игорь Скороходов.
Замгубернатора занял линию обороны — он защищал клуб от нападок фанатов и с начала диалога выбрал достаточно резкий тон. К примеру, именно Путин предложил всем критикам политики руководства команды, регулярно оставляющим на фанатском форуме критические комментарии и обвиняющим Бельмача и Потайчука в развале клуба, высказаться открыто и без обиняков. «Если у нас здесь есть какие-то большие специалисты по хоккею, то назовитесь, выйдите, скажите, что вот конкретно вы готовы учить правильно играть, выбирать игроков, тренеров. Если нужно, я готов рассказать и показать — с цифрами, печатями, подписями, — все финансовые документы, откуда что берётся и куда идёт. Нельзя говорить, что кто-то у нас здесь клуб разваливает, никто на себя одеяло не тянет», — высказался Алексей Путин.
Он же, предваряя вопросы фанатов, выдвинул им встречную претензию: слабое заполнение трибун в течение нынешнего сезона. «У нас трибуны в арене рассчитаны на 5,5 тыс. человек, приходит 3 тысячи. Вы поделите миллиард финансирования на 3 тысячи человек — как-то совершенно неправильно получается. Мне казалось, что надо в первую очередь направить интерес болельщиков в новое русло. А то у нас даже тогда, когда команда выигрывает, трибуны не заполнены. К кому здесь претензии?» — не унимался Алексей Путин. Перечить заместителю Натальи Комаровой никто не решился, и участники сменили тему.
Первый же вопрос коснулся одной из самых больных тем «Югры» — поиска внебюджетных источников финансирования, о стремлении к которым Андрей Бельмач заявлял ещё перед стартом сезона. Сегодня же генеральный директор отметил, что определённые подвижки в этом направлении за 3,5 месяца наметились.
«До конца года мы объявим о новом спонсоре. Это транспортная компания, которая частично возьмёт на себя нагрузку по перелётам», — рассказал Бельмач, однако конкретных названий не упомянул. Руководитель «Югры» также добавляет: он за то, чтобы клубы находились в частных руках. «В нашем случае найти спонсоров — генеральных спонсоров, — которые закроют бюджетное финансирование, за несколько месяцев было невозможно», — поясняет Андрей Бельмач.
Фанатов, впрочем, объяснения не удовлетворили. Один из участников — Илья Попов, заявил: «Смешно, мы нефтяной округ, но в бюджете клуба нет ни копейки от нефтяников». Его тут же поправил Путин: мнение ошибочно, 155 млн рублей команда получает от «одной московской нефтяной компании». Фаната, правда, интересовали не конкретные цифры, а размещение логотипов на форме и сайте команды: «Вы покажите, кто у нас конкретные спонсоры. А так то, что вы говорите — просто слова».
«Вы чего хотите услышать? Я сказал — у нас присутствуют нефтяники в спонсорах. По поводу размещения: это ВИНКи. Они сами решают, что, где и как им размещать», — ответил чиновник. Диалог едва не перерос в перепалку, после чего Путин всё же назвал компанию: 155 млн рублей в бюджет «Югры» в нынешнем году дала Роснефть.
Следующий вопрос — к игрокам: не стыдно ли за череду поражений, спортивное самолюбие не задето? На встрече присутствовали четверо хоккеистов, ответ держал капитан и один из ветеранов команды Михаил Якубов: «Не первый раз такой вопрос слышу. В команде никто руки не опускает. Естественно, стыдно. Тут любому стыдно будет. Говорить много можно, оправдываться, но все и так прекрасно всё понимают и стараются исправить. Будем стараться делать всё для победы. У нас сердце не меньше вашего болит», — отметил форвард.
Впрочем, это была только затравка. Дальше пошло интереснее: фанаты добрались до вопроса о кадровых решениях руководства клуба и конкретных причинах, побудивших Потайчука и Бельмача уволить одного из любимцев публики — защитника Марека Трончински. Действительно, в последние месяцы болельщики команды регулярно жаловались на отсутствие хоть каких-либо пояснений по поводу неоднозначных изменений в составе, особо отмечая запоздалость появления информации на сайте команды.
Отвечать выпало Андрей Потайчуку. «Не секрет, что у нас большинство защитников — атакующего плана. Только Томаш Староста и Евгений Хвостов настроены на оборону вратаря. Что касается лично Марека — мы четыре раза проигрывали в овертайме из-за его ошибок. Было решено с ним расстаться, чтобы пригласить жёсткого защитника, который будет чистить пятак», — рассказал генменеджер.
Он же ответил на невысказанный вопрос об увольнении из состава сильного шведского форварда Юнаса Андерссона, которого клуб заменил не менее результативным чехом Радеком Смоленяком. «Вы все видели, что происходило. На протяжении 10 игр Юнас не забивал вообще, первая шайба была в игре против „Спартака", когда мы выиграли 1:0. После переговоров с Ярославлем к нам пришёл Стивен Диксон, их тройка заиграла и ожила. Я в своё время девять лет отыграл за границей и знаю, что иностранцам, которых приглашают на роль лидера, надо исполнять эти обязанности с первых минут матча. Мы ждали слишком долго», — поясняет Потайчук.
По его словам, после победы над владивостокским «Адмиралом» Андерссон «возомнил себя большим мастером». «Да, он красиво катается, техничен. Но заканчивается всё это на синей линии или в углу. Поэтому мы с ним расстались и пригласили Смоленяка, который с первой же игры начал давать результат — пусть и не так красиво и технично катается», — подчёркивает Андрей Потайчук. И добавляет: игроков, точно исполняющих свои функции, у «Югры» сегодня единицы. Андрей Бельмач в свою очередь отметил, что вопросы увольнения Трончински и Андерссона обсуждались ещё с Сергеем Шепелевым: «Я настаивал на том, чтобы Трончински остался».
Тем временем фанаты отмечают: суть претензий даже не в череде поражений — изменился сам почерк игры, её качество. Раньше, по крайней мере, не освистывали игроков. Здесь уже разоткровенничался генеральный директор. По его словам, сегодняшний хоккей уже не та игра, что может быть по-настоящему красивой. «Важны очки, для них тратятся бюджетные деньги. Посмотрите игры Ярославля, например. Это абсолютно не красивый хоккей. 1:0, 2:1, 1:1 — такой счёт. Вопрос в другом: либо мы играем на очки, либо делаем красивый хоккей. Тогда игроки будут кататься как фигуристы, разыгрывать сложные комбинации и пропускать по 10 шайб — но зато красиво», — поясняет Андрей Бельмач.
По его словам, за такое малое время непросто перестроить команду. «Команду, главный тренер которой (т.е. Сергей Шепелев) на вопрос „почему проиграли?" отвечает „не знаю, не могу управлять командой, не знаю, что будет". Я зато знаю, что будет», — вспоминает Бельмач. Данный разговор, отмечает он, состоялся после памятного домашнего матча против «Магнитки», когда «Югра» пропустила в первом периоде четыре шайбы.
Андрей Потайчук в свою очередь добавляет: команда сейчас в основном трудится над улучшением обороны и выигрышами единоборств. «Вот мы критикуем Бирюкова — а он последняя линия обороны, не может закрыть все ошибки защитников, нападающих. Это работа всей команды», — заявляет менеджер клуба.
Тем временем фанаты отмечают: раньше не забивали в большинстве, но хоть в меньшинстве не пропускали, а «сливаем» и меньшинство. «Такое впечатление, что игроки вообще не знают, что им делать. Забиваются в угол, на пятаке никого...» — отмечает один из участников встречи. Потайчук, правда, не согласен: «в большинстве всё же забиваем, работа ведётся».
Отметим, что Андрей Бельмач в одном из своих заявлений опроверг слухи о том, что он якобы «зарабатывает на трансферах» игроков. Сначала речь зашла о последнем приобретении «Югры», молодом форварде Никите Точицком — болельщики поинтересовались, зачем клубу нужен далеко не результативный нападающий. Ответил Потайчук: Никиту недооценили, он ещё способен раскрыться в полной мере.
А дальше слово уже взял генеральный директор, решивший прояснить болельщикам суть трансферного механизма КХЛ и заодно перекинуть часть ответственности на старое руководство. «Часто вижу в комментариях, что якобы у нас кто-то зарабатывает на трансферах. Объясняю: когда я пришёл, зарплатный бюджет уже был подписан полностью. Игроков, которые нас не устраивали, мы пытались выставлять на драфт отказов. Если никто не берёт — мы вправе расторгнуть с ним контракт. До 31 декабря если расторгаем, то выплачиваем 50% компенсации. После 1 января — 100%. До начала сезона, до 6 сентября — 25%. Переходы осуществляют агенты, мы там никакой роли не играем. Ещё раз повторю — бюджет подписали до меня. Я работаю на 6% и за эти деньги пытаюсь менять команду», — рассказал Бельмач. По его словам, ни один из «отчисленных» из состава «Югры» игроков, кроме Трончински, пока не нашёл себя нового клуба в КХЛ. «Ну и какая у них ликвидность?» — добавляет гендиректор.
«Югра», продолжает разговор Бельмач, сегодня уже работает с молодёжью. С другой стороны, про задачу выхода в плей-офф команда также не забывает. «Так случилось — видимо, календарь совпал, — что сильно большого отрыва нет от нас. Нам три шага до зоны плей-офф. Теоретически. Играют команды нестабильно, много травм, у всех плотный график. Надо зацепиться, турнирная таблица — для нас. Пока мы разгрузили неликвид, но уже смотрим костяк на будущее среди молодёжи», — добавляет гендиректор клуба. И отмечает: необходимо создавать в округе команду Высшей хоккейной лиги.
Данную тему также прокомментировал Алексей Путин. Он отмечает: помимо создания команды ВХЛ, в округе надо развивать любительские хоккейные лиги. «Дети по всем возрастам должны играть. Линейка должна быть полностью вся, от самых младших до взрослых, которые где-то работают и что-то делают. Не знаю, когда вопрос с ВХЛ решится, разговаривать по этому поводу тоже нужно, конечно. Пока решения нет», — рассказал он.
Отметим, после одного из вопросов хоккеисты покинули зал ресторана — тогда и началось самое главное. По сути, если до этого момента спикеры были аккуратны в высказываниях, то после ухода игроков несколько, скажем так, раскрепостились. Особенно ярко выделялся на общем фоне Андрей Бельмач, перешедший к достаточно резкой критике действий старого тренерского штаба и руководства клуба, по сути, сняв с себя и своих подчинённых всякую ответственность за происходящее сегодня с «Югрой».
«Я, когда пришёл работать в клуб, думал, что здесь соблюдены хоть какие-то нормативы. Ни в коем случае не хочу никого ни в чём обвинять, но человек, покидая рабочее место, должен оставлять его в рабочем, собственно, состоянии. Я о том, что было готово в клубе на тот момент. Нам пришлось закупать спортивные тренажёры и прочую подобную технику — сегодня всё это имеет каждый уважающий себя клуб. Я вообще не знаю, как они (игроки — ред.) ещё играют в хоккей», — начал он издалека, рассказывая о «новом продукте», который должна производить «Югра».
Здесь и Путин, и Бельмач сошлись во мнениях: главной производной от работы клуба и его руководства должны стать собственные воспитанники — сейчас в секции как раз набирают пяти- и шестилетних ребятишек. «Свои воспитанники — самые дорогие и одновременно самые дешёвые в плане контрактов. Но это не так быстро, как мне казалось — я же думал, что хоть что-то есть. Тут стояли два тренажёра. А вы спрашиваете, от чего у них травмы. Тут подготовку перед сезоном проводили на асфальте — вы попробуйте неделю по нему побегать, я посмотрю, что у вас с ногами будет. В ноябре дошло до того, что у нас было шесть травмированных, все из основы. Сейчас трое — Игорь Скороходов, Алексей Пепеляев и Антон Крысанов, все до конца сезона. Чем мы их заменим? Вы тут говорите, что Якубов вполсилы играет: да как ему играть, с кем? Он отрабатывает „за себя и за того парня". При этом игры через день, как с его ростом восстанавливаться за такой срок?..» — задаёт риторический вопрос Бельмач.
Тема заслуг тренерского штаба Сергея Шепелева вообще стала самой, пожалуй, болезненной для югорских фанатов: вплоть до того, что новому директору припомнили удалённую с сайта фотографию первого состава «Югры» и фразу «мне без разницы, кто тут и как работал». «Они за это получали деньги, работали не за копейки, получили 100% компенсаций. В том тренерском штабе у меня есть близкие друзья. Я с этими людьми долгое время работал. „Спасибо" профессиональным людям не говорят, принято так в спорте. За что спасибо? Ну, человек отработал, получил зарплату, ушёл. Ну, я ему благодарен, хорошо. Давайте реально — они работали за немалую зарплату. Ни в коем случае у меня нет никаких личных претензий. Я говорю профессиональные вещи», — подчёркивает генеральный директор «Югры». Андрей Потайчук в высказываниях намного аккуратнее: лишь отмечает, что передал благодарность в эфире.
Основная претензия Бельмача, которую признают и болельщики — плохая физическая подготовка. «Таких людей в команде по пальцам можно пересчитать. Как третий период, так мы проседаем», — отмечает один из фанатов. Его поддерживает гендиректор: «Ну вот за что я тут спасибо говорить должен? Я вот только приехал, идёт навстречу Марек Трончински. Я даже не подумал, что это игрок наш, думал, грузчик. С такой физической формой играть невозможно. Ну и за что я тут спасибо скажу? За такие зарплаты и хорошо выполненную работу?»
Последней важной темой разговора стало подписание контракта с финским тренером Ханну Йортиккой, который теперь числится в «Югре» тренером-консультантом. «Не слишком много тренеров?» — заметила одна из фанаток команды. Андрей Бельмач пояснил: сегодня в клубе есть наставники нападающих, защитников и вратарей, а также должность главного тренера, на которой спортивные управленцы видят именно Йортикку. «Мы его ждали, он освободился, мы его взяли. В силу семейных обстоятельств он будет до 30 апреля работать консультантом. На этом сотрудничество не кончается, всё зависит от состояния супруги. 3 января он приедет в Казань, смотрит игру, находится с командой, работает со штабом и на раскатке, расставляет по позициям, постоянно подсказывает, удалённо работает по селекции и так далее», — рассказывает руководитель клуба.
Бельмач подчёркивает: клуб хочет взять нового тренера надолго. «С Йортиккой у нас подписан долгосрочный контракт — если он будет работать в России, то у нас. Если же здоровье жены не позволит этого, то мы приглашаем другого тренера. Он есть, но я пока не буду говорить, кто это», — поясняет генеральный директор «Югры». Чехарду с сообщениями в прессе о переговорах хантымансийцев с финским специалистом и опровержения со стороны клуба он объясняет просто: нельзя было раскрывать карты. «Если бы не мы, то за Йортиккой встала бы очередь», — резюмирует Андрей Бельмач.
В окончание, пожалуй, стоит процитировать Алексея Путина, ответившего на вопрос о том, почему правительство округа не ставит команде более высокие цели, чем банальный «выход в плей-офф». «Да просто потому, что мы не потянем третье, второе или первое место. В финансовом плане не потянем. Да, у нас хороший бюджет, но было бы лучше, если бы он не был потрачен до прихода этой команды», — заявляет заместитель Натальи Комаровой.
В целом, конечно, всё мероприятие в текстовом варианте выглядит достаточно неплохо: вопросы изголодавшихся по правде фанатов, серьёзные и местами даже исчерпывающие ответы на них. Всё портит только одно «но»: слова одного из сотрудников клуба, знающего ситуацию изнутри. На вопрос о том, насколько обоснованы претензии и критика нового директора в адрес прежнего руководства и тренерского штаба Сергея Шепелева, источник отвечает предельно просто: «Всё это чудовищная, наглая ложь».