В последние два года о бывшем наставнике «Спартака», «Кузни», СКА и ХК МВД вспоминают нечасто. Минувший сезон он провел дома в Москве, посещая все матчи столичных клубов, а затем согласился приехать в Ханты-Мансийск, где вместе с Сергеем Шепелевым возглавил дебютанта Высшей лиги ХК «Югру». Место для игры в хоккей весьма экзотическое, но дела у тренерского тандема сразу же пошли на лад. Сегодня «Югра» — одна из сильнейших команд в Высшей лиге, а сам Соловьев, кажется, по-настоящему счастлив, работая на Севере.
— Время на то, чтобы выбраться на любимую рыбалку, у вас остается? — Не так чтобы очень. Но на озерах я здесь бывал. И на Иртыше, который протекает в окрестностях города, тоже. Причем не раз и не два. Вы бы видели, какие здесь окуни и щуки. Полтора-два килограмма каждый! И красота... Город развивается сумасшедшими темпами. Такие дороги, как здесь, только в Европе и встречал. Плюс великолепная экология, в окрестностях ни одного крупного завода. Супруге моей, которая приезжает в Ханты-Мансийск, все тоже нравится.
— Не жизнь, а сказка. Еще бы морозов не было… — А вы знаете, за всю зиму лишь раз морозы прихватили хорошенько. Минус тридцать семь ночью было, а все остальное время пятнадцать — двадцать держится. Это терпимо. Могу сказать, что в Новокузнецке, когда я работал с «Металлургом», бывало и холодней. Но мороз нипочем, когда есть любимая работа.
— Игроки в «Югру» охотно едут? — Начнем с того, что здесь все-таки Высшая лига. И немного другие зарплаты, чем в КХЛ, да и задача у нас сейчас — наиграть костяк из хороших ребят, которые к нам приехали. А вот затем, например на следующий сезон, могут задачи и пересмотреть. Вы ведь знаете прекрасно, что мы с Шепелевым приехали в «Югру» с прицелом на КХЛ. И руководство здесь мечтает о том, чтобы команда со временем играла в элите. И для этого много делается. Два новеньких ледовых дворца построили, и болельщик активно идет на хоккей. Нравится им это дело.
— Насколько плей-офф в Высшей лиге отстает от КХЛ? — Разница в уровне мастерства, конечно же, есть. Но и в Высшей лиге ребята бьются. Пока рановато сравнивать — сильнейшие восемь клубов лиги пропускали первый раунд. Играть мы начинаем по регламенту лишь со второй стадии — с 1/8 финала. Ребята выпадают из ритма, и после десяти дней без игровой практики собраться бывает крайне сложно.
— И как вам после многих лет работы в элите Высшая лига? — Интересно своими глазами посмотреть на то, что здесь происходит. Увидеть, как развиваются региональные команды, посмотреть на мальчишек, которые могут вырасти в настоящих мастеров. Вы знаете, для себя я все города в Высшей лиге поделил на две категории. Те, где хоккей любят и уважают, и такие, где наш вид спорта развивается, скорее, по накатанной.
— И каких городов больше? — Принадлежащих к первой категории (усмехается).
— Следить за КХЛ в нужном объеме получается? — Безусловно. Смотрю по телевидению все без исключения матчи. Очень понравилась последняя игра четвертьфинала «Ак Барс» — «Авангард». Только жаль было «Авангард», для которого сезон закончился.
— Переживали за омичей? — Переживаю я за все команды, где играют хоккеисты, с которыми я когда-либо работал. А за омичей было приятно болеть в том плане, что команда по ходу сезона пережила трагедию, связанную с гибелью Леши Черепанова, а затем эту непонятную тренерскую чехарду. «Авангард» в плей-офф доказал, что способен собраться на любой матч и выдать хороший результат.
— А на кого поставите из полуфиналистов? — Поставлю на хороший хоккей. А силы всех этих четырех команд примерно равны.
— СКА, где вы в свое время поработали, опять не показал хорошего результата. Почему? — Питер-Питер... (Пауза.) Вы знаете, ничего не хочу говорить про армейский клуб. Не знаю, почему так происходит. Вроде бы и игроки у СКА очень даже приличные, и менеджмент в клубе солидный. Но не идет масть. Может быть, ауры хоккейной этому великому городу не хватает.
— Зато у другого вашего бывшего клуба — «Спартака» — с аурой как раз проблем нет никаких... — В «Сокольниках», особенно когда команда играет хорошо, болеют с душой, по-настоящему. Есть и тот самый знаменитый спартаковский дух. Есть в клубе и аура, поддерживаемая еще с тех времен, когда на лед выходили братья Майоровы и Старшинов.
— Но медалей нет и у «Спартака»... — В «Спартаке» строят команду на перспективу, и за год дойти до медалей очень сложно.
— А вот крупная некогда «Кузня» на грани выживания в КХЛ, и отнюдь не по игровым причинам... — Кризис, будь он неладен. Для города металлургов и шахтеров, в котором я проработал три сезона, потерять хоккейную команду уровня КХЛ будет самой настоящей катастрофой. В Новокузнецке у меня осталось очень много друзей, и я в курсе всех внутриклубных проблем. Очень важно, чтобы сейчас власти города сделали правильный выбор в отношении будущего главного тренера. Мы в свое время собирали команду по крупицам и чуть позже «выстрелили». С удовольствием вспоминаю три года работы в Новокузнецке. Мой отъезд в Питер в апреле 2005 года стал очень большой ошибкой, за которую до сих пор несу ответ.
Максим Грушев , «Спорт День За Днем», 24.03.09
|