Показ хоккейных матчей в нашей стране ни на день не остаётся без
внимания. На этот раз мы обсудили данный вопрос с теми, для кого ТВ –
профессиональная сфера деятельности.
- Источник: "Чемпионат.ру"
- Автор: Павел Панышев
А если быть более конкретными, то побеседовали мы с руководителем
департамента телевизионных проектов ООО "КХЛ-Маркетинг" Натальей
Чайковской. Напомним, что недавно на нашем ресурсе был опубликован
материал,
после прочтения которого у многих заинтересованных лиц накопился целый
ряд различного рода вопросов, связанных с показом хоккея в России. Да и
до публикации не всё было ясно и понятно. Телевидение – живой,
развивающийся организм. Понять и осмыслить всё, что до нас, рядовых
зрителей, хотят донести профессионалы, очень проблематично. Но
постараться как можно подробнее разобраться, разумеется, стоило.
Телетрансляция – вещь сама по себе крайне дорогая. К примеру, самая
обычная в минимальной комплектации передвижная телевизионная станция
(ПТС) стоит около 3,5 млн долларов. Понятно, что дополнительных
вложений, содержания и ухода она потребует тоже немало. И это лишь часть
проблем для телекомпаний. Про минимально необходимую оснащённость и
фактическое состояние некоторых ледовых дворцов — вообще отдельный
разговор. Денег порой нет даже на новые камеры. Тем более что
принадлежат арены не лиге, а чаще всего местным владельцам.
"Мы контактируем и работаем со всеми аренами, — заявила Чайковская. –
Стараемся
помогать им, улучшать качество картинки, присылаем вёрстки (планы)
показов. Но фактически не имеем никаких официальных полномочий, так как
объекты принадлежат не нам".
Разумеется, зашёл разговор и о наболевшей теме трансляций хоккея на
общедоступном канале — "Россия 2". В этом плане изменить менталитет
большинства российских граждан достаточно трудно. Конечно, приятно
нажать кнопку на пульте от телевизора, перейти на бесплатный канал и
наслаждаться любимым видом спорта днём и ночью. Спорить тут бесполезно,
такой заманчивый расклад по душе практически всем. Однако вся Европа
давным-давно перевела большую часть спортивных трансляций на
коммерческую основу. Таковы реалии нынешней жизни.
"У КХЛ есть
договорённость с телеканалом "Россия 2", по которой они показывают не
менее 165 матчей за сезон. Не забывайте и про бесплатные местные
телеканалы. То есть полностью оставлять зрителей без бесплатного хоккея
никто не собирается, — рассказала Чайковская. –
Ко всему прочему
есть вполне доступный канал "КХЛ-ТВ", который входит во множество
региональных пакетов кабельного телевидения. Те, кто хочет смотреть
хоккей сутками, могут приобрести себе необходимое оборудование. Ни о
каких заоблачных суммах речь не идёт".
Для полноты информации заметим, что договорные отношения лиги и региональных телекомпаний состоят из ряда основных направлений: приобретение прав, производство "картинки", доставка сигнала.
В целом, как стало ясно из беседы, ситуация с телевидением во многих
городах по-прежнему остаётся непростой. В том числе и с
профессиональными специализированными кадрами. Их иногда попросту нет. В
Северной Америке, например, на каждый вид спорта – своя съёмочная
бригада. Люди знают досконально все особенности своего вида спорта, что и
как они будут снимать, как это сделать наиболее "вкусно". У нас же
телевизионщикам приходится в экстренном порядке перебегать с одного
места на другое. А ведь каждый вид спорта индивидуален. И подход нужен
соответствующий.
"В этом направлении работа в КХЛ ведётся. Хотелось
бы сделать профильных специалистов. Людей, сконцентрированных
исключительно на показе хоккея. Тогда трансляции станут более
качественными".
Одним словом, данная "кадровая" проблема находится в стадии решения, и
никто про неё забывать не собирается. Обучение творческого и
технического персонала телекомпаний, работающих в городах, идёт
постоянно. То есть профессиональный уровень специалистов, обеспечивающих
трансляции, растёт. Что касается технического оснащения, тот тут другой
вопрос. Как было замечено в начале материала, у некоторых порой просто
нет возможности приобретать современное мощное оборудование. Ситуация
трудная, но это, однако, не значит, что её нельзя улучшить. В том числе
силами лиги, чем КХЛ, даже не являясь владельцем арен, постепенно
старается заниматься.
Примечательно, что отдельно по ходу нашей беседы были выделены так
называемые города-лидеры. Те, с которыми проблем и неурядиц по ходу
всего сезона показов не возникало в принципе. С хорошими, оснащёнными и
современными аренами. С достаточным количеством необходимого
оборудования. В белый список попали Мытищи, Омск, Санкт-Петербург, Рига,
Минск. Очень старался и Ханты-Мансийск, для которого большой хоккей
стал неотъемлемой частью жизни совсем недавно. Вы спросите, а где же
Москва? Тут достаточно вспомнить, сколько "лестных" слов (абсолютно по
делу) в своё время было сказано в адрес МСА "Лужники", ЛДС "Сокольники" и
ЛДС "ЦСКА". Там, извините за банальные вещи, нужно менять абсолютно
всё.
Не был обойдён стороной и вопрос о сравнении качества телевизионных картинок в Северной Америке и в КХЛ.
"Сами
посудите, можно ли на равных сравнивать зрелого, взрослого человека,
накопившего состояние, и маленького ребёнка, которому всего три года? Мы
находимся на пути становления, и тягаться в плане показа матчей с НХЛ
пока не можем физически. Но, повторюсь, постоянное развитие – это
самоцель для нас. Лига принимает вразумительную критику, понимает её.
Уверяю болельщиков, что качество показа будет постоянно улучшаться. По
крайней мере, со стороны КХЛ, уверяю, делается всё возможное", — поведал собеседник.
Что касается развития интернет-ТВ высокой чёткости (HDTV), то здесь, как
выяснилось, есть свои нюансы. Если матч для телевизионных целей
производится в так называемом формате SD, то в Интернете он никаким
волшебным образом не превратится в формат высокой чёткости, то есть HD. А
отдельно для интернет-показа делать производство в HD попросту не имеет
смысла.
Напоследок расскажем о положении дел с интернет-охватом матчей МХЛ и
ВХЛ. Он, по понятным причинам, не может существовать отдельно от
ТВ-охвата (про показ с камеры мобильного телефона или "мыльницы" речь
не идёт). Поэтому руководствуемся статистическими показателями этого
сезона: на телеканале КХЛ до конца марта уже было показано 10 трансляций
матчей ВХЛ, 31 – матчей МХЛ. В будущем сезоне, по словам официальных
лиц, будет как минимум не меньше. Опять же надо учитывать, что главная
проблема с ВХЛ лежит в техническом оснащении арен и местных
телекомпаний. Не всегда возможно что-то организовать оттуда.
От себя хотелось бы также добавить, что самым мудрым решением любой
проблемы всегда являлся поиск золотой середины. Отдельные недовольства
со стороны телезрителей можно и нужно рассматривать, постепенно решая
определённый, реальный недостаток. Ведь товар изначально и создавался
для зрительской аудитории, а значит, она имеет полное право спрашивать с
поставщиков услуг. Одним словом, быть в курсе дела, не оставаться в
стороне и требовать улучшения качества показов. Но можно понять и лигу,
имеющую нормальное желание зарабатывать на производимом продукте. Так,
как это делают по всему миру.
Телевидение без болельщиков существовать не может в принципе.
Болельщиков без регулярных показов любимого зрелища представить можно.
Но только арены всех желающих всё равно не вместят. Значит, придётся
идти… Правильно, к телевизору.
Поэтому победителей в любой конфликтной ситуации не будет. Как ни крути.
Каждый будет стоять, кляня противоположную сторону на чём свет стоит. А
вот при взаимном уважении и понимании проигравших может и не быть.